ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА ПОСЛЕ ПОДАВЛЕНИЯ ВОССТАНИЯ 1863 г.

Выдержки из Курса истории Белоруссии:

Восстание 1863 года заставило царское правительство обратить пристальное внимание на западные губернии. Разработка и реализация государственной политики России в этом регионе была возложена на Западный комитет, возобновивший свою деятельность в 1862 году. В его состав входили руководители основных министерств: военных и внутренних дел, госимущества, образования, финансов, а также шеф жандармов и обер-прокурор Синода. Комитетом были рассмотрены предложения по управлению Северо-Западным краем. Однако в декабре 1864 года по решению правительства он прекратил свое существование, и выработкой политики, в основном, занималось Министерство внутренних дел. Исполнительную власть осуществляли виленский генерал-губернатор и губернаторы Западного края. Они непосредственно подчинялись министру внутренних дел. Из всех губернаторов только Н.М.Муравьев был непосредственно вхож к Александру II. После подавления восстания 1863 года он снискал титул "спасителя России".

Во второй половине 60-х годов перед царским правительством остро встала проблема ликвидации польского влияния на западные земли. Опора полонизации виделась им в шляхте. Поэтому было предпринято ряд мер политического и экономического характера с целью ее изоляции. Шляхта западных губерний была либо польского происхождения (католики), либо белорусского (православные), однако давно полонизированная. Не была она однородной и в имущественном плане. В начале 60-х годов лишь 14% шляхты были владельцами земли и крестьян. Остальные 86% либо имели небольшой участок земли, либо арендовали ее, либо получали средства за счет службы или работы по найму.

Помещики, чиновники и офицеры, которые по наследству получали поместья, относились к дворянскому сословию. Однако и они в большинстве своем (9261 из 9929 помещиков Северо-Западного края - 1862 год) были польского происхождения. Лишь незначительный процент дворянства составляли выходцы из России и Прибалтики, а также татары. Традиционно, пренебрегая фактом существования белорусов, царские власти подразделяли дворян на русских (православных) и поляков (католиков).

Чтобы подорвать экономическое и политическое влияние польской шляхты в западных губерниях, царское правительство в 1864 году ввело новые правила подтверждения дворянства. Для доказательства дворянства необходимо было предоставить за 3 года документы, подтверждающие право владения землей с крестьянами, либо принадлежность к шляхетскому сословию во времена Речи Посполитой. Подавляющее большинство мелкой шляхты (более 200 тысяч человек) таких документов не сумело предоставить, а это автоматически переводило их в разряд однодворцев или граждан.

Поскольку главной движущей силой восстания 1863 года была шляхта, то царское правительство жестоко расправилось с его участниками. Поместья повстанцев конфисковывались, а их владельцы ссылались в Сибирь. Были предусмотрены меры и по замене польских землевладельцев выходцами из России. 10 декабря 1865 года Александр II утвердил закон, по которому всем высланным из западных губерний предлагалось в течение 2-х лет продать или обменять свои земли. Покупать же эти земли могли только православные. Лицам "польского происхождения" (католикам) это запрещалось.

Вскоре помещики попытались использовать лазейку, переходя из католицизма в православие. Но министерство государственных имуществ 10 апреля 1869 года издало распоряжение, в соответствии с которым только потомки перешедших в православие считались русскими и имели право сохранять свои земли.

С целью привлечения в западные губернии большего количества русских землевладельцев и чиновников была предусмотрена целая система льгот.

На льготных условиях им выдавалась ссуда, право на винокурение, продавалась конфискованная земля, предусматривалась 50%-ная надбавка к жалованию.

Политика замены местных чиновников-католиков на русских, гарантированные льготы приезжим сделали Северо-Западный край привлекательным для многих желающих быстро разбогатеть. После восстания в западных губерниях некоторое время сохранялось военное положение. Действовали следственные комиссии и суды. Продолжались аресты участников восстания, в большинстве своем лиц польского происхождения. Закон о военном положении запрещал лицам мужского пола, кроме крестьян, уда пяться с места жительства более чем на 30 верст без разрешения местных властей. Польская шляхта лишалась возможности отмечать даже семейные праздники, так как существовал запрет собираться вместе нескольким человекам. По каждому малейшему поводу накладывался штраф. Местная администрация в этом деле до того преуспела, что регулированием штрафов вынужден был заниматься преемник Муравьева на посту виленского генерал-губернатора Кауфман. В 1866 году им был составлен перечень "проступков", подлежащих штрафованию: употребление польского языка в общественных местах и в официальной переписке, ношение траура, различных польских отличий, неуважительное отношение к православной церкви, ее духовенству и так далее.

С целью вытеснения польской шляхты из Западного края царизм использовал так называемую "сарматскую теорию". Согласно ей происхождение польской шляхты исходило от кочевников-сарматов, которые с незапамятных времен подчинили себе поляков-славян и превратили их в крестьян. Ликвидируя сарматскую шляхту, царизм, таким образом, представлялся спасителем поляков-славян и объединителем всех славянских народов под скипетром русского самодержавия.

Относительно "белорусского вопроса" царское правительство вело себя неоднозначно. Белорусский народ, в основе своей крестьянство, подлежал русификации. Во время восстания царизм заигрывал с крестьянами: ликвидировал временнообязанное состояние, снизил на 20% ежегодные выкупные платежи, наделил безземельных крестьян 3-мя десятинами земли. Чиновники и служители православной церкви натравливали крестьян на польских помещиков, разжигали ненависть к полякам. Имели место случаи, особенно в восточной части Белоруссии, когда крестьяне вместе с царскими войсками нападали на отряды повстанцев, следили за польскими помещиками, докладывали властям об их действиях и так далее. Использовались даже подкупы за доносы.

После поражения восстания правительство ужесточило русификаторскую политику, а выступления белорусских крестьян часто подавлялись войсками. С целью усиления русского влияния на местное православное население и воспитания верноподданнических чувств, а также ликвидации польской системы образования, царское правительство разработало свою стратегию. Особое внимание было обращено на начальную школу. В большей степени, чем в центральных губерниях, она ставилась под контроль православной церкви. Школа и церковь были призваны воспитывать детей-белорусов в духе покорности, верности монархии, содействовать русификации края. Исходя из этого создавались программы, подбирались учительские кадры. В конце 60-х годов в начальных классах школ 5 западных губерний, помимо учителей, преподавание вели 580 священников, 93 диакона и причетника, 116 выпускников духовных семинарий.

Преподавание велось на русском языке. Белорусский язык, как и польский, вытеснялся из сферы употребления. Куратор Виленского округа, ссылаясь на "несовершенство" и "бедность" белорусского языка, настаивал на полной бессмысленности "печатать книги на белорусском диалекте". Во второй половине XIX века не было издано ни одной книги на белорусском языке.

Власти закрыли все дворянские училища и гимназии, за исключением губернских городов. Эти учебные заведения готовили, в основном, чиновников для государственной службы и были, по мнению властей, рассадниками польских идей. Поэтому доступ в них детей польской шляхты был ограничен. В гимназиях и училищах запрещалось употребление польского языка, конфисковывались польские книги из библиотек, запрещалось издание и использование польских учебников.

В "русском духе" предусматривалось и развитие женского образования. Обучение и воспитание в женских учебных заведениях строилось с таким расчетом, чтобы их выпускницы в будущем воспитывали детей в верноподданническом духе и влияли в этом направлении на своих мужей - местных чиновников и помещиков.

Борьбе с полонизацией служило также искусственное сдерживание развития высшего образования в крае. Выходцы из северо-западных губерний должны были обучаться в высших учебных заведениях России и после окончания учебы трудоустраиваться там, так как на родине их на работу не принимали.

Дискриминационные меры предпринимались также в области культуры и религии. В Северо-Западном крае запрещалось издание любой литературы на польском языке, кроме молитвенников, многие из них передавались в ведение православного духовенства. Под видом политической борьбы власти вмешивались во внутренние дела костела. Православная церковь стала занимать господствующее положение. Ей отводилась главенствующая роль в воспитании белорусского крестьянства в духе "православия, самодержавия, народности". Многие крестьяне-католики насильственно переводились в православие.

В конце 60-х годов царизм вынужден был внести некоторые изменения в свою политику в Северо-Западном крае. Этому способствовало ряд причин. Потерпели неудачу усилия по подрыву польского землевладения. К 1869 году все конфискованные земли были проданы, а оснований для новых конфискаций не появилось. К тому же польское дворянство решило отойти от прямой конфронтации с царизмом, чтобы сохранить свое имущественное положение и подготовиться к будущей борьбе за независимость. Учитывая ситуацию в крае, царское правительство решило ориентироваться не только на русское и немецкое (остзейское) поместное и служилое дворянство, но и на благонадежную часть польских помещиков. Постепенно в течение 1866 - 1870 годов было отменено военное положение. В конце 70-х годов в северо-западных губерниях было создано общество сельских хозяев, потребность в котором испытывали местные землевладельцы. Однако его деятельность строго регламентировалась. Запрещалось обсуждать вопросы, выходящие за рамки сельскохозяйственных отношений.

Под влиянием этих изменений дворянство белорусских губерний начало проявлять лояльность к русскому самодержавию. Свидетельством тому было относительное спокойствие в регионе в период подъема народнического движения. Но, несмотря на это, царизм не пошел на значительное расширение прав шляхты. Допускались только некоторые послабления, в частности, замена русских предводителей дворянства местными помещиками из числа православных. В качестве исключения назначались на эти должности и помещики-поляки, но только после тщательной проверки на предмет политической благонадежности. Местному католическому дворянству в обход существующих циркуляров разрешалось также поступать на службу в губернские и уездные учреждения.

Перемены в отношении к местному дворянству коснулись также польской культуры и католического костела. Власти стремились избегать действий, которые могли быть расценены как гонения на католицизм, вмешательство во внутренние дела костела. Полиции поручалось только вести надзор за служителями культа и докладывать об этом начальству. Запрещался насильственный перевод из католицизма в православие. Но закрытие костелов продолжалось. Для этого, правда, искали более веские причины: ветхость зданий, например, отсутствие верующих-католиков и так далее.

Не дал ожидаемого результата и запрет на издание и распространение польской литературы. С 1869 года в западных губерниях начали издавать книги на польском языке.

Эти небольшие отступления не привели к существенным изменениям в положении католической шляхты на территории Белоруссии. Здесь, как и ранее, с нее продолжали взимать контрибуцию. За счет этих средств строились церкви, осуществлялись выплаты жандармским командам, 50%-ные надбавки присланным из России чиновникам. Контрибуционные выплаты были отменены только в 1897 году.

В конце 70 - начале 80-х годов царизм вновь ужесточил свою политику по отношению к полякам. Это было вызвано недоверием и подозрительностью по отношению к польскому дворянству. Исходя из официальной установки, новый виленский генерал-губернатор Коханов провел чистку государственных учреждений. В 1884 - 1885 годах большинство поляков были уволены с государственной службы, на их место пришли русские чиновники. Это коснулось и предводителей дворянства. Дворянскому банку было запрещено выдавать кредиты землевладельцам католического вероисповедания.

Дискриминационную политику осуществлял царизм в Белоруссии и по отношению к еврейскому населению. В 1882 году евреям было запрещено селиться за пределами городов и местечек, арендовать и покупать землю. В начале 90-х годов в Белоруссию были выселены евреи из городов Центральной России, в результате чего возникла искусственная перенаселенность белорусских городов. Евреев не принимали на работу в государственные учреждения, полицию, на офицерские должности в армии, на железнодорожный транспорт. Существовала и процентная норма приема евреев в средние и высшие учебные заведения.

Реформы 60 - 70-х годов XIX века привели к значительным изменениям в политической жизни России и Белоруссии. Был сделан шаг вперед на пути превращения феодальной монархии в монархию буржуазную. Вместе с тем они несли в себе пережитки крепостничества, были непоследовательными и ограниченными. Большие изменения и опоздания, с которыми проводились реформы в Белоруссии, придавали им еще более ограниченный и непоследовательный характер в сравнении с другими регионами России.

После убийства народовольцами императора Александра II в 1881 году во внутренней политике России произошли значительные изменения. В руководстве государством верх взяли реакционные силы, реформы 60 - 70-х годов начали оцениваться как "фатальные ошибки". 14 августа 1881 года было введено в действие "Положение о мерах по охране государственной безопасности и общественного спокойствия", по которому любая местность и в любое время могла быть объявлена на положении усиленной или чрезвычайной охраны. Согласно положению любой житель местности мог быть арестован по распоряжению местной администрации сроком до 3 месяцев или подвергнут штрафу до 3 тысяч рублей. Власти имели право конфисковать имущество и направлять виновных в ссылку в отдаленные губернии, закрывать учебные заведения, торговые учреждения и промышленные предприятия, органы печати.

Начали пересматриваться и реформы 60 - 70-х годов. Первые контрреформы коснулись народного образования. В 1884 году церковно-приходские школы были переведены в подчинение синоду, а в 1887 году в гимназии было запрещено принимать детей прислуги, возчиков, мелких лавочников и так далее. В 1882 году был установлен также жесткий контроль за газетами и журналами, многие из них были закрыты.

Попыткой реставрации крепостнических порядков было введение в 1889 году института земских начальников. На эти должности назначались дворяне, они имели право вмешиваться в решения сельских собраний, подвергать крестьян различным наказаниям. Правда, в Белоруссии из-за боязни влияния польских помещиков закон о земских начальниках царские власти ввели только в 1900 году и только в пределах Витебской, Могилевской и Минской губерний. В 1892 году было введено также новое "Городское положение", которое резко повышало имущественный ценз при выборах органов городского самоуправления и усиливало над ними контроль со стороны правительственной администрации.

Источник:

"История Беларуси: С древнейших времен до нашего времени." / И.И.Ковкель, Э.С.Ярмусик. 4-е издание.
Минск, Аверсэв, 2004 г.

Hosted by uCoz