НАЗАД

Уважаемые посетители этой страницы! Буду признателен за помощь в получении любой информации по истории старообрядчества в Сычевском уезде, и просто по Сычевскому уезду до 1945 года.
Куплю старые фотографии, открытки, документы из частных собраний, в том числе их копии.
Ищу информацию о уроженцах Смоленщины, награжденных Георгиевским крестом в период до 1917 года, орденами Славы в Великую Отечественную войну, их документы, фотографии, ордена.
Мой эдектронный адрес kdkv()yandex.ru,
почтовый адрес: 119072, Москва, а\я 394.

Для просмотра изображений в формате DJVU необходимо установить соответствующее программное обеспечение


Вяземский филиал Госархива Смоленской Области

Фонд 83, опись 1, св.6, дело 83. год 1807.

"По прошению общины старообрядцев о строительстве старообрядческой церкви"

--- Лист 18 ---

Указ его императорскаго величества самодержца всероссийскаго, из Смоленской духовной консистории, в сычевское духовное Правление. В указе его императорскаго величества из Святейшаго Правительствующего Синода, и Его преосвященству преосвщеннейшему Серафиму, епископу Смоленскому и Дорогобужскому и кавалеру, Минувшаго марта 18 дня присланном написано. По указу его императорскаго величества, Святейший Правительствующий Синод Слушали дело, начавшееся в оном Прошлаго 1803 года Сентября 18-го дна, по поводу прозбы, присланной по почте из города Сычевок, по доверенности тамошних купцов и мещан Старообрядцов, от Мещанина Никиты Лугнина, о дозволении им построить во оном городе Старообрядческую Церковь, и иметь при ней Свещенника с причтом для отправления Священнослужения и треб по старопечатным книгам и обряду. По чему было Предписано Сентября 28 дня тогожъ 1803 года Покойному Преосвященному Смоленскому Дмитрию, дабы он, по учинении обстоятельнаго изследования: 1-е давно ли означенные просители состоят в старообрядчестве, и не в новее ли в оное совратились? И 2-е Не произойдет ли от сего дозволения оскудение другим приходским

--- Лист 18 оборот ---

церквам? Представил оное в Святейший синод с своим мнением, и с приложением имянных списков всем Старообрядцам желающим иметь ту церковь за собственноручным их подписанием. Во исполнение чего минувшаго декабря 20 дня донесено его Преосвещенством, что из произведеннаго, сычевским духовным Правлением, вместе с членом тамошней городовой ратуши, Следствия, Оказалось: 1-е что =
Старообрядцев, желающих иметь Сию церковь, как в представленном от поверенного их Хренова имянном списке показано, находится токмо двадцать три двора, в них душ мужеска пола шестьдесят две, женска семьдесят семь, щитая в том числе и детей, даже и таких, кои находятся еще в младенческом возрасте. Но как пять мужчин и семь женщин, при следствии по сему делу, объявили себя исповедующими православную веру и недававшими никогда своего согласия поверенному на внесение их в список старообрядцев. То за исключением сих остается токмо пятьдесят семь мужеского и семьдесят женскаго пола душ. --
Старообрядцы суть секты поповщины, и находятся в ней с разных времен: десять мужчин и три женщины вступили в нее, по показаниям их, уже давно, но с которого

--- Лист 19 ---

имянно году, не означено; восемь мужескаго и шесть женскаго пола человек содержат се с 1797 и 1799-го годов; иные объявили об отпадении своем от православия пять, двадцать, десять, шасть, пять и три года, таковых старообрядцев семь мущин и пять женщин; две женщины вступили в означенную секту с выхода их в замужество, но времени сему не показано; две же вовлечены в оную свекром и мужем, напротив же того одна старообрядка по выходе своем замуж, присоединилась к православной вере. 2-е, Соборной Вознесенской церкви священнослужители объявили, что если дозволено будет старообрядцам выстроить свою церковь, то по причине со дня на день распространяющегося старообрядческаго заблуждения и появляющейся уже наклонности многих города Сычевок жителей к отпадению от православия, могут они церковнослужители потерпеть нужду в своем содержании, и притти от того в совершенную бедность. В дополнение чего мещане и купцы означенного города письменно показали: что они на отделение старообрядцам для построения им церкви, для устроения кладбища и для продовольствия

--- Лист 19 оборот ---

будущих священно и церковнослужителей тридцать шести десятин земли не согласны. По справке же в Смоленской консистории оказалось: города Сычевок Соборная Вознесения церковь есть четыреприходная; дворов при ней как в городе, так и в уезде, за исключением духовных, находится пятьсок восемьдесят один двор, в них душ мужескаго три тысячи девяносто четыре, женскаго пола три тысячи триста шестьдесят, щитая и вышеозначенных старообрядцев: послину они числятся при оном приходе. --
По соображении всех обстоятельств сего дела его Преосвященство представил следующее мнение: Как ИМЯННЫМИ ВЫСОЧАЙШИМИ Указами 1798 марта 12-го и 1800-го годов октября 27 числа, 5-м пунктом, позволено присоединяться к Старообрядческой церкви хотя и другим незаписанным, но издавна только удалившимся от православныя Грекороссийсия церкви, и никогда дотоль в православную церковь не ходившим, таинств ея не принимавшим; а в церкви православной досель бывших никак до такого присоединения не допускать --
По сему же произведенному следствию из допросов самих просителей оказалось что некоторые, с которых годов в старообрядчестве состоят, не значится, а прочие с 1797-го и 1799-го годов. Другие лет двадцать,

--- Лист 20 ---

десять, шесть, пять и три года, некоторыя женщины с выхода в замужество, а сколько лет, неизвестно, одна женщина напротив того с выхода в замужество содержит веру грекороссийскую, а старообрядчество оставила; некоторые научены от родителей сему старообрядчеству, другие сами собою, а две женщины содержат старообрядчество не сами собою, а по принуждению - одна свекра, другая мужа своего; Прочие же от кого научены, неизвестно. Сверх того из написанных в поданном от старообрядческаго повереннаго реестре старообрядцами мужеска пола пять а женска семь, не были никогда старообрядцами, а находились в православии, и почему они записаны в реестр старообрядческом, сами не знают. За всем тем из состоявших в старообрядчестве издавна хаживали на славословие в православную церковь, да и самый их поверенный Никифор Хренов, и ныне в оную ходит; а в 1805-м году и у исповеди был и приобщался святым таине, от православнаго священника Афанасия Косадкевича; Некоторые же из просителей заимствовались, а другие и ныне заимствуются исправлением треб от приходских православных священников; при сем один мужеска пола и три человека женска, состоявшие доныне в православии, объявили желание вновь присоединиться к старообрядчеству, буде позволено будет устроить

--- Лист 20 оборот ---

просимую церковь. А таких, которые объявили согласие, на основание, положенное ИМЯННЫМИ ВЫСОЧАЙШИМИ 1798 марта 12-го и 1800-го годов октября 27 числа, указами, если позволено будет устроить оную, явилось единственно мужеска двенадцать, а женска один человек, из чего и видно, что они просители, небысь действительными старообрядцами, но по слабоумию своему, колеблясь в исповедании веры, находятся только в заблуждении и уклонении от святой православной церкви, как сам и поверенный их Хренов именно в допросе своем означил, а не такие, которые никогда в церковь православную не ходили и таинств ея не принимали, и по ревизии старообрядцами писались. Сверх того - хотя бы и все значущиеся по именному реестру, заблудшие от православия мужеска пола шестьдесят две, а женска семьдесят семь душ действительно были старообрядцы, содержащие оную секту издревле, но как по силе указа Святейшаго Синода 1795 марта от 16 числа велено: полагая на каждый двор по четыре души мужеска пола, наблюдать при строении вновь церквей всегда, чтобы было набрано дворов указаное количество, то есть: Сто. Но из шестидесяти душ выходит только пятнадцать

--- Лист 21 ---

дворов, да и то в числе оных состоят и отрешившиеся, что не были и не состоят в старообрядчестве. При всем том, поелику города Сычевок жители купцы и мещане всем обществом земли на построение означенной старообрядческой церкви не дают, и священно и церковнослужители предварительно объясняют наклонность к старообрядчеству многих того города жителей в правоверии находившихся если только дозволено будет устроить старообрядческую церковь, а через то и они священно и церковнослужители принуждены будут терпеть крайние недостатки в содержании своем, и чувствовать совершенную бедность. -
Для того по всем вышеписаннымъ обстоятельствам, дабы не сделать старообрядцам послаблений в отступлении от святой церкви, означенным просителям по точной сим вышеписанных имянных Высочайших Указов, в просьбе их о дозволении построить вновь старообрядческую церковь, для отправления в ней службы божией по старопечатным книгам отказать. О чем для объявления им, сообщить их Смоленской Консистории в Губернское правление, что де касается до старообрядческого поверенного, имевшего по сему делу хождение, который

--- Лист 21 оборот ---

в реестр представленный по сему делу, написал некоторых православных старообрядцами, а оные таковыми никогда не бывали, и быть не желают, да и ходатайствовать о сем не просили, то о таком его Хренове ложном поступке , по содеянию его в ведомстве Светского Правительства предоставить о нем Хренове за сей лживый поступок его, разсмотрение учинить тому же Смоленскому Губернскому правлению; в прочем приложа при сем подлинное дело и имянный тем старообрядцам за собственным их подписанием реестр, представить все то на разсмотрение святейшаго Синода. ПРИКАЗАЛИ: означенное мнение его Преосвященства, об отказе Сычевским старообрядцам в дозволении им вновь устроить свою церковь, и о прочем, как согласное во всем с изданными на сей случай узаконениями, утвердить во всей его силе; для чего при таковом указе из Святейшаго Синода означенное подлинное следственное дело прислано обратно. -
Посему во исполнение последовавшей от его Преосвятейшества резолюции, в духовной Консистории ОПРЕДЕЛЕНО:
С прописанием онаго Святейшего Правительствующего Синода указа, послать за известие, и для объявления Сычевским соборным священно и церковнослужителям в сычевское духовное правление

--- Лист 22 ---

указ и попосылается; А в Смоленское губернское правление сообщить, для объявления о сем просителям старообрядцам, и о поступлении по законам с поверенным их за вышеупомянутый лживый его следствии поступок, о чем и сообщено.
Июня 7 дня 1807 года.
 
Протоиерей Алексий Васильев.
Губернский секретарь Великанов.

Hosted by uCoz